Координаты: 40.169354, 44.216865

Во время Сардарапатской битвы 22 мая 1918 года в селе Аршалуйс (Керпалу) развернулось одно из самых кровопролитных сражений между армянскими регулярными воинскими частями и ополченцами, с одной стороны, и вторгнувшимися в Восточную Армению  войсками Османской империи — с другой. 

Как известно, в сражении приняли участие  ереванская военная группа под командованием генерала Мовсеса Силикяна, отряд «Сардарапат»  во главе с полковником Даниэлем Беком Пирумяном, 5-й армянский полк во главе с полковником Погосом Беком Пирумяном, штаб-квартиру которого возглавлял полковник Александр Шнеур, 1-й Российский особый кавалерийский полк под командованием подполковника  Павла Золотарёва и  армяно-российский пограничный батальон под командованием подполковника Силина.

 22 мая эта внушительная армяно-русская боевая группа пошла в наступление на врага в направлении  Керпалу (Аршалуйс) и  Гурдугули (Армавир) и уничтожила его ведущие отряды возле станции Гхамшлу (Ехегнут), а к концу дня освободила деревню и станцию «Сардарапат» от турецких захватчиков. 

Сегодня мало что напоминает о событиях вековой давности, но на подворье храма Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) можно увидеть братскую могилу – традиционная туфовая глыба с надписью на армянском языке и двумя крестами. Здесь похоронены плечом к плечу, завернутые в один флаг, два воина — Степан Алоян и безымянный русский солдат, погибшие во время Сардарапатского сражения в направлении Керпалу.   

Старожилы села Аршалуйс из уст в уста передают историю воинского братства и дружбы армянского и русского народов. Русский солдат, оставшийся безымянным в этой героической летописи, был тяжело ранен во время боя. Степан Алоян, уроженец села Аршалуйс, отстреливался от врага рядом с ним. Увидев умирающего товарища по бою, он погрузил его на своего коня и стремглав помчался в сторону села. Там его родные, они помогут! Но вражеская пуля настигла и Степана…

Утром их обнаружили на подворье храма Святой Богородицы: два мёртвых солдата, армянин  и русский, лежали плечом друг к другу, как и в бою, а рядом белая лошадь. Степану Алояну было 23 года от роду, русскому — примерно столько же. Похоронили их на том же месте, где и обнаружили, завернув в красное полотнище, которое было в руках у русского.

Род Степана Алояна продолжается до наших дней.  Потомки хранят память о прадеде-герое и безымянном русском солдате, который защищал армянскую землю от врага.