Координаты: 40.7328557, 43.7784680
Арпачайское сражение занимает одно из важнейших мест в истории русско-турецких баталий.
Арпачай – река Ахурян – небольшой водораздел русско-турецкой границы, в силу стратегической важности является своего рода “Рубиконом” в русско-турецких отношениях. Именно здесь недалеко от местечка Гумры (нынешний Гюмри) произошло одно из ключевых сражений русско-турецкой войны 1806-1812гг., во многом предопределившее исход русско-персидской войны 1804-1813гг., в разгар которой, в 1806 году турки открыли новый фронт. Под давлением французов, воодушевленный неудачами русских под Карсом, турецкий сераскери (главнокомандующий османским войсками) Юсуф Зияюддин-паша с 10-тысячной армией двинулся на Гюмри против отряда генерала Несветаева, значительно уступавшего в численности. Двигаясь по следам авангарда, сераскир в это время подходил к Гумри. Несветаев хотя и решился защищаться до последней крайности (до подхода генерала Гудовича турки атаковали его трижды), но сознавал, что положение его весьма затруднительно и опасно.
«С фронта приближался Юсуф-паша 20 000 человек, а левее и почти в тылу, персияне, по взаимному соглашению с турками, сосредоточивали войска в Эривани (нынешний Ереван) и располагали их лагерем на реке Занге (Раздан). В случае удачи турок они думали двинуться в Памбак и Шурагель (Ширак). При таком положении Несветаев просил прислать ему подкрепление, и получил в ответ, что граф Гудович «со всем своим отрядом идет к нему на соединение». Осознавая опасность ситуации, главнокомандующий Кавказских войск генерал-аншеф И.В.Гудович спешил на помощь Несветаеву. 8 июня он подошел Гюмри. 260 верст были пройдены за 15 дней, войска были утомлены и расстроены: «Гудович расположился у разоренной деревни Кунах-хран, в 7,5 верстах от Гюмри. Трудный 15-дневный поход через ширакские горы, при непогоде, утомил солдат, и главнокомандующий вынужден был дать несколько дней отдыха. Пользуясь временным затишьем, зная о том, что русские приближаются к Гюмри, Юсуф-паша отправил к ереванскому хану посланника с просьбою, чтобы он прислал подкрепление и тем самым оказал содействие ему в изгнании русских из Грузии и окончательном их истреблении.
Карсский Мамед – паша также писал письма Будаг-султану Артикскому и своей сестре (жене Джафар-Кули-хана), в которых предлагал перейти на сторону турок, или, по крайней мере, «по прежнему знакомству и родству, сообщать сведения о числе, составе и положении русских войск». Помощь не заставила себя долго ждать. «С прибытием подкреплений в турецком лагере насчитывалось более 20 000 человек с 25 пушками и двумя мортирами. Граф Гудович мог противопоставить неприятелю только 6774 человека, считая в том числе отряд Несветаева и войска расположенные в Шерагельской провинции». У Гудовича с Несветаевым – не более 6000. Тем не менее Гудович принял решение атаковать турков с целью отрезать их от Карса. Атака была назначена на 18 июня. Несмотря на тяжелые погодные условия (накануне прошел сильный дождь, дороги размякли, передвигаться было тяжело) генерал-аншеф повел главные силы, построенные в 4 каре, в обход турецкого лагеря.
Первое каре под командованием генерал-лейтенанта барона Розена, состояло из двух батальонов Кавказского и Херсонского гренадерского полков;
Второе каре под командованием генерал-майора Титова – из двух батальонов херсонских гренадер.
Третье каре под командованием Портнягина – из четырех батальонов 9-ги и 15-го егерских полков.
Четвертое – резервное каре под командованием майора Ушакова – состояло из батальона кавказских гренадер и 3-х эскадронов нарвских драгун.
Продвижение было настолько затруднено, что Гудович изменил планы и решил атаковать турков с утра. Тем временем план русских был раскрыт и утром 18 июня 1807г. турки перешли в наступление из Техниса [Тигнис, правый берег реки Ахурян, территория нынешней Турции]. В битве участвовали “3 батальона Кавказского гренадерского полка, 4 батальона Херсонского гренадерского полка, 2 батальона 9-го егерского полка, 2 батальона 15-го егерского полка, 3 эскадрона Нарвского драгунского полка, 3 казачьих полка”.
Густые пехотные колонны неприятеля стремительно атаковали левофланговое каре Розена. В то же время массы конницы налетели на среднее каре Титова. Опасаясь за прорыв своего центра, Гудович двинул вперед резервное каре Ушакова… 25 неприятельских орудий громили в это время главную опору боевого порядка русских сил – каре Портнягина. Положение было критическим. «Казалось, что на берегах Арпачая повторяется Аустерлиц: тот же дальний обход всеми силами, дождь, слякоть, неожиданный переход противника в наступление, удар в самую чувствительную точку… победу вырвал Несветаев. Он атаковал турков с тыла. Маневр этот решил участь всего сражения. Турки в панике бежали, несмотря на почти троекратное численное превосходство, оставив на поле боя 10 орудий, 2 мортиры (которые в дальнейшем были использованы Гудовичем при атаке Ереванской крепости в 1808 году), знамена и оба турецких лагеря со множеством боевых и продовольственных запасов». «Беспорядок в турецком лагере, поспешность отступления или, лучше сказать, бегства, дошли до того, что сераскир не успел сесть на лошадь и бежал две версты пешком. Неприятель потерял более 1000 человек убитыми… Посланные Аббасом-Мирзою отряды с окрестных гор любовались, как бежали турки, преследуемые русскими войсками, и наследник персидского престола с сожалением узнал о поражении Юсуф-паши, которого считал даровитым полководцем. Расположившись в 35 верстах от поля сражения, с отрядом в 12000 человек, Аббас-Мирза выжидал, чем кончится столкновение графа Гудовича с сераскиром, и когда получил известие о победе, одержанной «гяурами» (неверный), то предпочел, не соединяясь с турками, отступить к Нахичевани. «Только нерешительности персиян и отсутствию у них военного такта мы обязаны тем, что незначительный отряд русских войск, действуя наступательно и встретившись со всею неприятельскою армиею, мог одержать блестящую победу, кончившуюся совершенным рассеянием турецкой армии. Остатки ея, вместе с Юсуф-пашою, заперлись в Карсе».
В ходе Арпачайского сражения отличились и были награждены многие армяне, служившие в ополчении. Князь Луарсаб Тарханов был произведен в майоры Н.Георгий -Абамелик – в капитаны, Ага Аргутинский – в подпоручики, тифлисские армяне Ростом Корганов и Сагинов -подпоручики. Полковник Ф.И.Ахвердов, командир 9-ой артиллерийской бригады за умелое командование артиллерией и храбрость, проявленную во время Арпачайского сражения, первым среди армян -офицеров русской Кавказской армии был награжден орденом св.Георгия 4-ой степени-высшей воинской награды Российской империи. В том числе и за победу при Арпачае граф Гудович был возведен в сан фельдмаршала, так как победа эта позволила перехватить инициативу на Кавказском фронте и заключить перемирие, столь необходимого в условиях войны с персами. «Арпачайское сражение», закончившее собою действия наши в Азиатской Турции, убедило персиян в невозможности открытой войны с русскими… Главнокомандующий не без основания мог предполагать, что последняя победа его значительно ускорит окончание переговоров с персами…в апреле 1807г. Аббас-Мирза писал графу Гудовичу, что на предложение России вступить в мирной соглашение, Персия выразила полную готовность…».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.