Мировая турбулентность и современные вызовы делают армяно-российские союзнические отношения еще более востребованными.
По случаю Дня дипломата Sputnik Армения направил несколько вопросов Чрезвычайному и полномочному послу России в Армении Сергею Копыркину и получил ответы на вопросы, касающиеся армяно-российской повестки, отношений Россия-Запад, постконфликтного урегулирования на Южном Кавказе.
— Очередной профессиональный праздник российская дипломатия встречает на фоне сложной ситуации в отношениях с коллективным Западом. Какую роль сейчас играет Россия в мировой политике, учитывая, что ей на международной арене приходится выступать посредником, быть партнёром, а также твёрдо отстаивать свои национальные интересы?
На мой взгляд, сегодняшнее положение дел на международной арене можно охарактеризовать словом, которое, к сожалению, уже прочно вошло в наш обиход – турбулентность. Связано это с происходящими в системе международных отношений глубокими изменениями. А точнее с тем, что т.н. исторический Запад этим трансформациям противится и пытается всеми “правдами и неправдами” уцепиться за более привычное ему моноцентричное устройство мирового порядка, которое позволяло обеспечивать себе односторонние преимущества, игнорируя законные интересы других игроков. Новые формирующиеся реалии – реалии многополярности – это объективный ход истории, при котором временное доминирование одного или группы государств сменяется более справедливой, демократичной международной системой координат. Во многом та напряженность, которую мы видим в отношениях России с коллективным Западом, возникшая, к слову, не по нашей вине, обусловлена именно этим.
Давайте посмотрим, например, на ситуацию, которая сложилась в отношениях с ЕС. Россия, что отчетливо продемонстрировали первые годы нового тысячелетия, заинтересована в развитии и поддержании конструктивных связей с европейскими государствами, особенно учитывая наше соседство на одном континенте. Однако эффективность этого взаимодействия на благо наших государств зависит от готовности партнеров к взаимоуважительному диалогу, вместо которого мы сегодня видим голословные обвинения и экономические санкции.
Не функционируют сегодня и механизмы общения по линии Россия-НАТО, которые, несмотря на все попытки с нашей стороны, если позволите, спасти горящие мосты, были “сломаны” самим же альянсом, его откровенно конфронтационным настроем и системным продвижением военной инфраструктуры к нашим границам.
На низком уровне находятся и отношения с американскими партнерами, от которых во многом зависит поддержание глобальной стабильности и безопасности. Вместе с тем, надо признать, что отдельные возможности для конструктивного взаимодействия и постепенного выправления отношений сохраняются. Определенный оптимизм вселил проведенный в Женеве в июне прошлого года саммит президента России Владимира Путина и лидера США Джо Байдена. Ведется совместная работа по вопросам информационной безопасности и проблемам стратегической стабильности.
В последнее время, однако, США вместе со своими европейскими союзниками, эксплуатируя тему “российской угрозы”, наращивают усилия, направленные на сдерживание нашей страны, пытаются увеличивать военно-политическое давление. Красноречивый пример – нагнетание информационной истерии вокруг Украины, сопровождающееся поставками туда летального вооружения и подталкиванием киевского режима к откровенным провокациям.
Такая линия входит в противоречие с закрепленным в ряде международных документов принципом равной и неделимой безопасности. Как известно, российская сторона передала партнерам проекты договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности, а также соглашения о мерах обеспечения безопасности России и государств НАТО, нацеленные на обеспечение надежных юридически обязывающих гарантий безопасности. Уже получен ответ, в котором, правда, Вашингтон предпочел обойти наши приоритетные озабоченности стороной. Надеюсь, диалог будет продолжен и удастся достичь видимых результатов.
Подход России к взаимодействию с другими игроками на международной арене изменений не претерпел. Как и прежде мы выступаем за развитие партнерских, конструктивных связей со всеми странами и региональными объединениями. Как один из постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций мы намерены отстаивать ключевую роль ООН в современной системе международных отношений, а также руководствоваться закрепленными в ее Уставе основополагающими принципами: суверенитета и равенства государств, невмешательства во внутренние дела, справедливого разрешения споров и международных проблем.
На основе этих принципов российская дипломатия выстраивает отношения с государствами различных регионов мира. Принимаем деятельное участие в различных многосторонних структурах, таких как “Группа двадцати”, БРИКС, ШОС и многих других.
Сегодня многие склонны считать, что Евроатлантика более не является центром мировой политики и экономики – он сдвинулся в Евразию. Формирование атмосферы добрососедства, безопасности и сотрудничества на постсоветском пространстве, расширение связей с партнерами по Содружеству Независимых Государств является если и не главным, то одним из приоритетов российской внешней политики. Ключевой интеграционный проект на евразийском пространстве – это, безусловно, Евразийский экономический союз, нацеленный на создание единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Он уже доказал свою эффективность, во многом служит “драйвером” экономического роста и развития его членов, что положительно сказывается на благосостоянии граждан. Расширяются и внешние связи объединения. Например, функционирует подписанное в 2019 г. Временное соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Сегодня ведется разработка документа, предполагающего функционирование ЗСТ на постоянной основе. Деятельность Союза также координируется в соответствующих областях с планами СНГ, в частности, в направлении либерализации торговли. Сегодня эффективная деятельность ЕАЭС, динамично укрепляющиеся связи России и Китая, достигшие уровня стратегических, высокий уровень российско-индийских отношений, а также активно развивающиеся связи с государствами АСЕАН способствуют созданию предпосылок для реализации инициативы президента Владимира Путина по формированию Большого Евразийского партнерства как единого, широкого и открытого пространства безопасности, взаимовыгодного экономического и гуманитарного сотрудничества.
Одним из важнейших направлений российской внешней политики, особенно с учетом современных вызовов и угроз, является также укрепление взаимодействия с союзниками по ОДКБ. Наглядным примером эффективности Организации стало задействование Коллективных миротворческих сил для содействия нормализации обстановки в Казахстане.
Традиционно российская дипломатия предпринимает активные усилия для поиска развязок региональных конфликтов и кризисных ситуаций, количество которых в современном мире, к сожалению, растет. Примеры, я думаю, всем известны – это палестино-израильский конфликт, межсирийское урегулирование, украинский кризис и пр. Россия выступает в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, в рамках которой ведется работа по нагорно-карабахскому урегулированию. Значимой является роль российской дипломатии в восстановлении региона после военных действий осени 2020 г., включая разрешение сохраняющихся гуманитарных вопросов, возобновление транспортных и экономических связей на Южном Кавказе, а также нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном.
Несмотря на все сложности, к которым нашей дипломатии не привыкать, Россия будет и далее проводить активную и независимую многовекторную внешнюю политику, главная цель которой – защита национальных интересов и обеспечение благоприятных условий для безопасного развития государства и благополучия граждан.
— На динамику развития отношений между Россией и Арменией влияют события мирового и регионального масштаба. В каких областях в послевоенный для Армении период наблюдается ощутимый прогресс и где ещё необходимо поработать для удовлетворяющих стороны результатов?
Прежде всего, хотел бы отметить, что нашими странами, как независимыми государствами, пройден довольно большой путь. В 2020 году исполнилось 20 лет с момента принятия Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век. А в этом году мы отмечаем 30-летие установления дипломатических отношений и 25-летие подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подготовлен и согласовывается с армянской стороной целый комплекс мероприятий, приуроченных к двойному юбилею.
В послевоенный период, как в прочем и в течение предыдущих десятилетий, сотрудничество между нашими странами отличалось интенсивным диалогом на высшем уровне. Активный характер имеют связи между парламентами, а также различными ведомствами и министерствами. Успешно функционируют разнообразные механизмы двустороннего сотрудничества практически во всех областях. К таковым можно отнести Межправительственные комиссии по экономическому и военно-техническому сотрудничеству, межрегиональный и молодежный форумы.
Особое место в комплексе наших взаимоотношений продолжает занимать взаимодействие в сфере безопасности, развитие которого нацелено на адаптацию соответствующего потенциала наших стран к актуальным вызовам и угрозам. Россия и Армения являются членами ОДКБ и вместе работают над дальнейшим развитием этого многостороннего института. Уверен, что Ереван, председательствующий в этом году в Организации, внесет весомый вклад в укрепление ее потенциала и дальнейшее поступательное развитие в целях укрепления общей безопасности. Действуют межгосударственное соглашение об Объединенной группировке войск (сил) вооруженных сил Армении и России. Важным фактором обеспечения безопасности Республики продолжает оставаться 102-я Российская военная база и российские пограничники, несущие службу по охране рубежей страны вместе с армянскими братьями по оружию.
Причем помимо зон своей “традиционной ответственности”, не так давно они были также размещены на отдельных участках армяно-азербайджанской границы, что сопряжено с задействованием немалых ресурсов. Сегодня российская сторона оказывает Армении содействие в реформировании Вооруженных сил, действуя в интересах как укрепления безопасности нашего союзника, так и создания условий для мирного и устойчивого развития региона Южного Кавказа.
Россия продолжает оставаться основным торгово-экономическим партнером Армении. По итогам 2021 года двусторонний товарооборот превысил “доковидные” показатели и составил более $2,6 млрд.
По-прежнему очень тесный характер носят гуманитарные связи между нашими странами. Что неудивительно, учитывая степень близости наших народов, основывающейся на общности истории, культуры и духовно-нравственных ценностей.
Однако, как мне кажется, нельзя останавливаться на достигнутом – ведь у нас есть громадный нереализованный потенциал. Так, например, на мой взгляд, есть резервы для наращивания взаимодействия в сфере государственного строительства. Важным шагом для России на данном направлении стало внесение изменений в Конституцию. Принятые поправки в российский Основной закон решают совокупность задач, продиктованных новыми условиями в мировой политике и экономике. Они направлены на укрепление суверенной государственности и создание условий для поступательного развития России в будущем. В частности, развития ее как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются права и свободы граждан, достоинство человека и его благополучие. Большое значение имеют также изменения, целью которых является защита исторической правды, сохранение культуры как уникального наследия нашей страны, а также закрепление традиционных ценностных основ России. Тех, которые, как мне кажется, российский народ разделяет с армянским, так как мы находимся на одних мировоззренческих позициях.
Сегодня, в новых условиях, нам очень важно прикладывать все возможные усилия для сохранения нашей духовной близости, нашего общего культурного кода, тех ценностей, которые составляют основу нашего мировоззрения. Этому, по моему мнению, может способствовать еще большее расширение гуманитарных связей между нашими странами и решение насущных задач в этой области. К таковым можно отнести вопросы, связанные с русским языком и русскоязычным преподаванием в Армении. Эти проблемы известны – “старение” педагогического состава в русскоязычном секторе образования, дефицит учебников, законодательные ограничения для граждан Армении в получении русскоязычного образования.
Уверен, что вместе с армянской стороной, демонстрирующей заинтересованность и конструктивный настрой, нам удастся найти решения, которые бы отвечали существующему в стране заметному “спросу” на русский язык и российское образование.
Давайте не забывать и про экономику. На мой взгляд, учитывая имеющийся фундамент, есть все предпосылки для развития торгово-экономических связей, тем более, что интерес российских бизнес-кругов к Армении достаточно высок. В подтверждение тому – состоявшиеся осенью 2021 г. несколько крупных профильных мероприятий: две бизнес-миссии российских компаний, российско-армянский бизнес-форум и межрегиональный форум. Более того, на сегодняшний день, еще не до конца раскрыт потенциал наших общих интеграционных объединений, взаимодействие в формате которых остается устойчивым, несмотря на непростые обстоятельства. Условия для экономического развития как Армении, так и региона в целом призвано обеспечить также разблокирование региональных транспортных коммуникаций. Данным вопросом, как вы знаете, занимается трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице-премьеров России, Армении и Азербайджана.
Как мы видим, многое уже достигнуто и многое еще предстоит сделать. А мировая турбулентность, комплексность современных вызовов и те испытания, которые выпадают на долю наших союзнических отношений, делают их укрепление еще более востребованным.
— Назовите, пожалуйста, эпизоды в истории, которые вас восхищают, когда конфликтные ситуации удавалось переломить дипломатическим методом.
Так как мы говорили о современном миропорядке, в голову приходит собирательный образ советской дипломатии времен Великой Отечественной войны. Тогда реализация решений, принятых на встречах руководителей стран “большой тройки” (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции) требовала от дипломатов активных действий на всех направлениях: в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов, в координации политических подходов союзников в деле выведения из войны стран гитлеровской коалиции, в налаживании отношений с освобожденными странами Европы и др. Разумеется, нельзя не отметить ключевую роль советской дипломатии и в формировании послевоенного устройства мира. Во многом благодаря ее титаническим усилиям были заложены основы современного миропорядка, которые закреплены в Уставе ООН и, без сомнения, сохраняют свою актуальность и сегодня.
Нам есть, чем гордиться и в постсоветское время. В частности, разрешение чреватого войной кризиса вокруг сирийского химического оружия, а также энергичные усилия по межсирийскому урегулированию в целом.
Свидетелями одного из примеров разрешения острой конфликтной ситуации дипломатическими методами мы с вами стали в 2020 году, когда благодаря посредническим шагам российской стороны и лично президента России Владимира Путина удалось остановить кровопролитные боевые действия в зоне нагорно-карабахского конфликта. На сегодняшний день усилия российской стороны, в том числе и дипломатические, направлены на создание необходимых условий для обеспечения реализации пунктов трехсторонних заявлений лидеров России, Армении и Азербайджана, которые призваны не допустить новой эскалации и создать предпосылки для мирного развития региона. В фокусе внимания продолжает находиться вопрос устранения всех “раздражителей”, которые присутствуют на сегодняшний день.
Проводится последовательная линия по разрешению вопроса возвращения военнопленных и удерживаемых гражданских лиц. Всего при посредничестве российской стороны домой вернулись уже 127 граждан Армении.
Помимо посреднических усилий в национальном качестве Россия продолжает их предпринимать и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Как представляется, потенциал данного формата далеко не исчерпан, в том числе в контексте решения стоящих перед регионом социально-экономических и гуманитарных задач.
Как посредник Россия сталкивается с определенными трудностями, которые обусловлены существующими историческими императивами, зачастую и определяющими отношения между Арменией и Азербайджаном. Помимо непростого политического и эмоционального фона, необходимо учитывать разницу во взглядах и подходах сторон, а также интересы других геополитических игроков. Тем не менее, Россия продолжит делать все от себя зависящее для превращения Южного Кавказа в регион мира и безопасности, опираясь при этом на уважение к суверенитету и выверенный баланс интересов вовлеченных стран.
— В истории дипломатии России есть блестящий пример, когда в результате переговоров с Тегераном Александр Грибоедов добился репатриации в Армению нескольких десятков тысяч армян, предки которых в ХVII веке были угнаны в Персию. Это заслуга дипломатической школы или личных качеств дипломата?
На мой взгляд, здесь следует говорить о сочетании факторов, определяющих успех дипломатии – влияние государства на мировые дела, проводимая им политика, последовательность в достижении поставленных задач. Все это накладывается на дипломатическое искусство, которое является проявлением как школы, так и личных качеств дипломата. Поэтому, как мне кажется, союз “или” в Вашем вопросе нужно заменить союзом “и”. Успех дипломата – это результат целого комплекса предпосылок.
В этом контексте, как видится, важное значение имеют те поправки в российскую Конституцию, о которых я говорил выше, ведь они также проецируются и на российскую внешнюю политику. Закрепленные в ней такие фундаментальные ценности, как верность Отчизне, уважение к родному языку, истории, культуре, традициям, будучи теми факторами, которые сплачивают общество, определяют также и вектор развития нашей Родины, как самобытного, суверенного, независимого государства, из чего во многом и исходит позиция России как активного и ответственного члена мирового сообщества.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.